Monday, 19 March 2007

про появление "Декалога" Кшиштофа Кесьлёвского в моей жизни

«Декалог» - это попытка рассказать десять историй, которые могли случиться с каждым. Это истории о людях, захваченных жизненной суетой, но в результате неожиданного стечения обстоятельств обнаруживающих, что они топчутся на одном месте, забывая про действительно важные цели. Мы стали слишком эгоистичны, чересчур сосредоточенными на себе и своих потребностях. Мы вроде бы много делаем для своих близких, но когда наступает вечер, оказывается, что у нас уже нет ни сил, ни времени, чтобы их обнять ли приласкать, сказать им что-то хорошее. У нас не хватает на это жизненной энергии. Мы уже не способны выразить свои настоящие чувства. А жизнь проходит.
К. Кесьлёвский. «О себе»


«Декалог» - гениальное творение Кшиштофа Кесьлёвского. То, как удивительно просто и проникновенно, без малейшего оттенка проповеди, режиссер сумел сказать о Боге, о сакральных метафизических проблемах, вечных основополагающих вопросах бытия - кажется невероятным, немыслимым. У меня «Декалог», как, впрочем, и остальные фильмы Кесьлёвского, вызывают благоговейную мысль о несомненном мистическом вмешательстве Кого-то в создание этих шедевров.

Каждый фильм иллюстрирует одну из одну из Десяти Библейских Заповедей. События 10 фильмов происходят в одной большой блочной варшавской многоэтажке - впрочем, таких много в «спальниках» любого большого города.

Когда-то давно О’Генри заметил, что в каждом доме – своя драма. Это так. Но люди зашорены в своих жизнях и квартирах, замотаны суетой и отупляющими буднями - мало обращая внимания не то что на соседей, но и на своих близких. Кесьлёвский рассказывает 10 ярких историй, произошедших с жильцами одного дома. Если подумать – натяжка в этом небольшая: «Интересный дом,» - говорит в "Декалоге VIII" гостья Зофьи. На что та резонно замечает: «Как любой другой. В каждом доме какие-то люди... И так далее».

Кесьлёвский: "Жизнь каждого человека заслуживает внимания – у каждого есть свои тайны и драмы. Люди не рассказывают о них, потому что стесняются, не желают бередить раны или боятся быть обвиненными в старомодной сентиментальности. Поэтому мы хотели, чтобы камеры выбирала героя каждого фильма как бы случайно, просто как одного из многих. Была идея показать огромный стадион и выхватить из ста тысяч лиц одно. Или останавливать камеру на ком-то в толпе прохожих. В конце концов мы решили, что действие «Декалога» будет происходить в большом «спальном районе» с тысячами одинаковых окон. Это якобы самый красивый из новых варшавских районов, почему я его и выбрал. Выглядит он довольно-таки уныло – так что не трудно представить, каковы остальные. Разных героев объединяет место жительства. Они даже иногда встречаются. Просят соседа одолжить сахару...

Мои герои заняты обыденными делами. Свое внимание я сосредоточил на том, что происходит в их внутренней жизни. Раньше я исследовал прежде всего окружающий мир, всевозможные внешние обстоятельства: как они воздействуют на людей и как люди влияют на то, что их окружает. Теперь мне интереснее, как люди ведут себя, вернувшись домой, закрыв за собой дверь и оставшись наедине с самими собой."


На радость кинолюбителям режиссер разбросал по фильмам множество совпадений и значимых деталей. В фильмах постоянно сталкиваются герои разных серий – ведь они соседи. Каждая новая драма оттеняет предыдущую, из чего напрашивается вывод про относительность всего. Даже времена года по ходу серий "Декалога" последовательно сменяют друг друга.


Привлекает внимание важный сквозной образ - то ли ангела, то ли Привратника, как называет его в эссе о «Декалоге» православный богослов Михаил Клингер, то ли просто человека, которого не все видят – гениальная находка режиссера, об истории происхождения которой он рассказал в интервью «Нормальный момент».

«Декалог» необходимо смотреть; и смотреть весь и сразу - иначе утратится целостность восприятия. Это непросто, потому что фильмы мощные, впечатление долго не отпускает, после каждого хочется посидеть и обдумать увиденное – и посмотреть этот эпизод еще раз.

Кесьлёвский: "Я часто простужаюсь или болею гриппом, но никогда не заболеваю во время съемок. Не знаю, почему, возможно, в этот период я трачу энергию, накопившуюся ранее. Если тебе что-то по-настоящему нужно, если ты чего-то по-настоящему хочешь – обязательно этого добиваешься. Именно так обстоит дело с энергией и здоровьем в процессе работы над фильмом. Меня защищает собственная энергия плюс, как в случае с «Декалогом», любопытство: что произойдет, когда на следующий день придут новый оператор и другие актеры? Как сложится всё сегодня? А завтра?"

Мне невероятно повезло: в студенческие годы, в пору запойного чтения, я наткнулась в обычной областной харьковской библиотеке на «Искусство кино» за 1993 год, в котором из номера в номер печатался «Фильм в журнале» - «Декалог». (В то время я уже посмотрела "Три цвета: Синий" и была потрясена; сразу поняла, что этот режиссер - гений). До сих пор не могу поверить в эту невероятную удачу: все номера за весь год наличествовали! Тогда я познакомилась с этим фильмом – читая и перечитывая.

И только в самом конце прошлого года, через 14 лет после заочного книжного знакомства, я смогла посмотреть «Декалог».

Фильм провоцирует две противоположные реакции: застыть в восторженном оцепенении, погрузившись в раздумья об увиденном; и немедленно посмотреть еще и еще раз – разглядеть каждую деталь, увидеть новые, попытаться почувствовать замысел автора.

"Работая над «Декалогом», мы много думали об этом. Что такое добро и зло, ложь и правда, порядочность и непорядочность?"

Недавно я начала смотреть «Декалог» во второй раз. Эмоции ничуть не выцветают - скорее, наоборот. Расскажу о своем понимании и впечатлениях о каждом фильме отдельно.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...